ПЦКФУН


  1. Финно-угорские народы
  2. Финно-угорские игры
  3. Финно-угорские
    пословицы и поговорки
  4. Финно-угорские организации
  5. Фильмотека
  6. Культура народов Поволжья
  7. Фольклор народов Поволжья
  8. Национальная кухня
  9. Национальный костюм
  10. Национальные танцы
  11. Национальные праздники
  12. Этнотуризм
  13. Государственные символы субъектов РФ

 

 

В.В. Путин

Финно-угорские народы, проживающие на обширных пространствах Евразийского континента, внесли большой вклад в развитие человеческой цивилизации. Их уникальное духовное наследие, отражающее, в частности, глубокое понимание природы, давно стало достоянием мировой культуры.

Д.А. Медведев

Россия - общий дом для многих финно-угорских народов, которые на протяжении веков живут бок о бок с другими этносами. Вместе укрепляют наше государство, развивают экономику. Уважая и поддерживая друг друга, сохраняют и обогащают уникальное культурное многообразие страны.

И. В. Баринов

Историю и обычаи финно-угорских народов необходимо сохранить, в том числе с помощью проектов, которые необходимо дополнить современным аспектом, который мог бы заинтересовать молодежь.


Фотоальбом
Медиа

           К а л е н д а р ь           
ПнВтСрЧтПтСбВс
                                                      

Финно-угорская газета

Финно-угорские игры


Марийские игры Удмуртские игры Мордовские игры Вепские игры

Марийские народные игры




«Барабанные палочки» («Тымыр пашкар»)

Все участники сидят на скамейках полукругом, а в центре стоит марийский музыкальный инструмент – тумыр (барабан). В руках ведущего барабанная палочка, он начинает игру, если это юноша, он выбирает девушку и осаливает ее палочкой, затем быстро бежит к барабану и кладет на него палочку, девушка старается успеть взять палочку с барабана (чтобы она упала) и догнать юношу, если догоняет, тоже осаливает и бежит на свое место. Юноша снова выбирает девушку и т.д. Пары уходят на свидание в том случае, если палочка падает. (игра может сопровождаться марийскими мелодиями).

«Золотые ворота» («Ший менге»)

Участники делятся на две равные команды и становятся на полукруг, взявшись за руки. Середина полукруга образует «Золотые ворота», подняв руки с платочком. По команде ведущего и под музыку, каждая команда старается пробежать свои ворота и дойти золотых ворот. Чья команда первая схватит платочек и вернется на свое место, та и становится победителем игры. Проигрывается несколько раз.

«Два круга»

Участники игры образуют два круга (внутренний и наружный), берутся за руки и под музыку, взявшись за реки, бегут в разные стороны, лицом друг к другу. На дробной части останавливаются и исполняют хлопки, притопы, затем кружатся в паре с участником, оказавшимся перед ним. Вновь бегут по кругу.




Удмуртские народные игры




«Пары»

Участники игры встают парами в круг и образуют ворота. В центре находится одна пара, которая по часовой стрелке напротив должна забежать в любые ворота. Вся игра сопровождается удмуртскими наигрышами. Музыка прерывается, все ворота закрываются, оставшаяся пара в центре выполняет фант (исполняет народный танец).

Пось табань (горячие табани)

Все играющие садятся в круг. Один водящий, у него в руках какой-либо предмет, например, шишка. Водящий проходит за спинами играющих и кладет у чьей-нибудь спины шишку. Играющий должен заметить шишку, взять ее и заменить водящего. Если сидящий в кругу не замечает шишку, водящий проходит круг, и тогда невнимательный игрок получает от водящего «горячий табань» - шлепок по спине.

Зындэс (колечко)

У водящего в руке кольцо, булавка или другой мелкий предмет. Играющие сидят, руки у них сложены лодочкой. Водящий «раскладывает» колечко по рукам, кому оно достанется – должен выбежать, а сидящие рядом игроки его задержать. Если первому удается выбежать, он становится водящим. Если нет – водящий остается прежним и игра начинается сначала.

Чималик (жмурки)

Водящему завязывают глаза и он должен поймать кого-то из играющих. Поймал – должен на ощупь узнать игрока. Если узнает – тот становится водящим. Если нет – водящий остается прежним.

Тэтчфсь (лягушка)

Водящему привязывали полотенцем голову к коленям, получалась «лягушка». «Лягушка» прыгала и ловила играющих. Кого поймает – тот становится лягушкой.

Тые

Из дерева вырезали клинышек, в который вставляли одно или два гусиных пера. Число играющих не ограничено, у каждого – клинышек с перьями – тые. Тые бросают по очереди, у кого клинышек отскочит дальше от забора, тот получает гусиное перо. Победитель игры тот, у кого соберется больше гусиных перьев.

Шалыен шуккон (игра с палочкой)

Заостренную с обоих концов коротенькую палочку кладут в небольшой, обозначенный на земле квадрат. Затем бьют палкой по концу палочки так, что она взлетает в воздух, и тогда стараются подбить ее в полете сильным ударом. Другой игрок должен бросать палочку в квадрат с того места, где палочка осталась лежать после броска. Количество сделанных по палочке ударов считают. И кто первым наберет условленное количество очков, тот выигрывает.

Лодига (Лодыжки)

Для игры употребляются лодыжки (надколенный сустав овечьих ног). Два или три человека играющих (мальчиков) садятся за стол, вынимают из-за пазухи лодыжки и мечут жребий - кому начать игру. Для этого каждый берет две лодыжки и бросает на стол, условившись прежде, которой стороной кверху должны быть обращены лодыжки. Но обыкновенно употребляется ровный бок лодыжки, называемый «тол». Этот бок считается в игре старшим.

У кого больше лодыжек, обращенных кверху условленной стороной, тот берет со стола все брошенные лодыжки, к которым прибавляют еще несколько пар, и, сгребая в руки, бросает их на стол. Потом смотрит и считает, сколько в группе парных лодыжек, обращенных кверху одной стороной. Сколько их будет в группе – все они выиграны. За первым по очереди бросает другой.

Урдэк легон (катание войлока)

Договаривались, кто в какой день организует катание войлока. Там свои только собирались, двоюродные братья, сестры. Пожилые уходили из дома к родне. Друзей и подруг звали, чтобы встречались те, кто с кем дружит, обязательно гармошка должна быть, придумывали разные игры: по одежде или лицу с закрытыми глазами определить, кто есть. Прятали у кого-то спичку или монету, водящий должен был ее найти. Если не найдет, то пляшет или поет. Если нашел , то пляшет и поет тот, у кого нашел. Но это развлечение, а само дело вот какое: в котле кипятили воду, опускали домотканое сукно в котел и держали там, потом доставали, с нар убирали пару плах, чтобы сесть, садились и катали. Покатали, снова в котле мочили. И горячей водой поливали. Под нарами стояло корыто, туда вода и стекала, катали до тех пор, пока не пойдет чистая вода. Заранее к этому дню стряпали. И все это длилось за полночь.




Мордовские народные игры




«Слепая старуха»

Для игры «В слепую старуху» обычно собиралось не больше пяти человек. Вначале один из игроков мазал палец сажей, сжимал в кулак и предлагал каждому выбрать себе палец. Тот, кто выбирал вымазанный, становился «слепой старухой». Ему завязывали глаза тряпкой, которой вынимали из печи чугуны, и в таком виде он обязан ловить. Он не только должен кого-то поймать, но и на ощупь узнать игрока. Иногда правила усложнялись тем, что игроки придумывали себе различные имена, а водящий должен их запомнить и назвать пойманного новым именем.

«Сова»

В игре «Сова» игроки бегают, когда сова спит, но как только он тгросыпается, все должны затаиться. Первый, кто окажется обнаруженным, становится «совой».

«Паук и мухи»

Игра «Паук и мухи» предполагает наличие «домика», то есть места, где обитает водящий – «паук». Пока он в «домике», мухи бегают. Когда «паук» выходит из «домика», «мухи» убегают. «Паук» должен переловить всех и привести к себе в «домик».

«За капустой»

Игроки, взявшись а руки, образуют круг – «огород». В одном месте цепь разорвана – это «калитка». «Заяц» через «калитку» пробирается в огород, он бегает, прыгает, изображает, что ест «капусту». По сигналу «Собака!» он пытается убежать через «калитку», но она закрыта. Тогда «заяц» ищет слабую цепь, чтобы разорвать ее. Если ему это удается, он остается «зайцем» еще один кон. В противном случае, становится в круг, а его место занимает один из игроков.

«За ягодой»

На землю ставится камень – это «дом», от него отгораживается «поляна» размером 10 х 30 и более метров (чем больше игроков, тем больше «поляна»). В качестве ведущих выбирают «деда» и «медведя». «Дед» остается в «доме», а «медведь» ложится в стороне от «поляны». Играющие берут в руки щепу – «поясок» и отправляются за ягодой. Но вот «туесок» наполнен, его ставят на землю, а дети начинают кувыркаться, бегать наперегонки. Через некоторое время между игроками и «дедом» начинается диалог: -Деда, мы медведя поймали!

-Ведите сюда!

- Не идет!

-Ну тогда сами приходите!

-Не пускает!

Когда играющие произносили последние слова, «медведь» встает и бежит за ними, стараясь кого-либо запятнать. Если это удавалось, то менялись местами.

Правила:

1. Игрок должен взять с собой свой «туесок».

2. «Медведь» может ловить лишь на поляне. Если игрок добежал до «дома», то запятнать его нельзя.

Вариант: игра продолжается, пока «медведь» не переловит всех игроков. Этот вариант часто разыгрывается, когда роль медведя играет ловкий мальчик.

«Кевняняса» («В камушки»)

Для игр необходимо пять небольших чуть больше лесного ореха камушков. Перед началом игры каждый выбирает себе один и замечал его. Чтобы определить первого игрока, проводится жеребьевка: все участники по очереди должны бросить камушки вверх и тут же ловить их на обратную сторону ладоней. Тот, кто сумел поймать больше всех, то и начинал игру. Задача играющих состоит в том, чтобы с помощью выбранного камушка одной рукой выполнить несколько фигур. Если в ходе игры игрок теряет свой камушек или не сумеет выполнить фигуру, то он уступает место следующему по кругу игроку.

Первая фигура называется «фкяняса» - «по одному». Игрок подбрасывает свой камушек и, пока он находится в полете, поднимает один камушек и тут же ловит свой, не давая ему упасть. Таким же способом он поднимает все остальные.

Вторая фигура - «кафтоняса» - «по две», т.е. теперь он должен подбросить сразу два камушка.

Третья фигура - «колмоняса и фкяняса» - «три и один». Необходимо поднять сразу три, а затем - оставшийся один.

Четвертая фигура - «ниленяса» - «по четыре» - подбрасывается свой камушек и подхватываются сразу все четыре.

Пятая фигура — «орта» - «воротца»: кисть левой руки ставилась на большой и указательный пальцы, образуя воротца. Правой рукой подбрасывается свой камушек, и одновременно подталкиваются остальные в эти воротца. Выполнение фигуры считалось правильным, если игрок успевал схватить камушек с земли и одновременно поймать этой же рукой подброшенный свой камушек. Выигрывал тот, кто раньше других выполнял фигуры.

«В хорек»

Играют летом мальчики. Садятся в круг человек пятнадцать. Ноги и руки играющим покрывают сухой соломой.

Вместо кушака свивают из травы мягкий кнут, это хорек. Его незаметно передают по кругу и ударяют по спине ведущего, сидящего в центре круга на земле. Если он сможет поймать кнут, то вместо сядет тот, у которого этот кнут он отнял.

«В ворона»

Играют дети 6 – 12 лет.

Действующие лица:

Ворон.

Клушка.

Цыплята.

Клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.

Ворон. Клушка, а клушка, дайка мне своего цыпленочка!

Клушка. Ой, ворон, не дам! Не дам!

Ворон. Ну тогда я всех твоих детенышей утащу! И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.

«В курочки»

Играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся – покупателем.

«Ключи от замка»

Четверо садятся по углам дома или начерченного на земле квадрата. Пятый стоит на середине. Подходит к одному, спрашивает: «Дядя (или тетя), ключи у тебя?» Тот показывает на соседа: «Вон иди у дяди (или тети) спроси». Так он обойдет всех четверых. Последний отвечает: «Ищи на середине!»

Водящий отходит на середину. В это время все вскакивают на ноги и меняются местами. Водящий стремится быстрее встать вместо кого-то. Кто останется без места, становится искателем «ключей». Игра продолжается дальше.

«Круговой мяч»

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остаются за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в тех, кто находится в кругу.

Если кому-нибудь в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех игроков, находящихся внутри круга, играющие меняются местами.

Основные правила игры: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Игрок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.




Вепские народные игры




«Клубок»

Игра-хоровод. Участники игры взявшись за руки идут по кругу и поют песню:

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка дале, дале, дале.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась

Исполняя песню, игроки закручиваются в улитку, музыка прерывается все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг другу спиной и одновременно хлопая в ладоши поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обмениваются или целуются.

«Подушечка»

Все стоят в кругу. Ведущий в центре с подушкой.


Все поют:

Подушечка, подушечка

Моя пуховая,

Ой лели, лели,

Моя пуховая.

Если ведущая девушка все поют:

Кому бусы, кому снасти,

А мне длбра молодца

Ой лели, ой лели,

А мне добра молодца.

Если ведущий юноша, то поют:

Кому игры, кому снасти,

А мне красну девицу

Ой лели, ой лели,

А мне красну девицу.

Ведущий выбирает пару, кланяется и выводит в круг.


Все поют:

На коленочки поставлю

Целовать заставлю

Ой лели, ой лели,

Целовать заставлю.

Оба встают коленочками на подушечки и держатся за руки и качабтся.


Все поют:

Целуй милый, целуй милый,

Целуй не балуйся,

Ой лели, ой лели,

Целуй не балуйся.


Тот кто выбрал партнера, целует его в щечки и встает в круг на его место. Кто остался с подушкой, становится ведущим. Начинается все с начала.