Уникальное собрание Макара Евсевьева в общефедеральной программе Минкультуры России ARTEFACT

Аутентичные предметы, применявшиеся эрзянами и мокшанами при совершении обрядовых ритуалов, образцы старинных женских украшений, национальной вышивки, предметы праздничной этнической одежды. Впервые посетители Республиканского краеведческого музея им. И.Д. Воронина могут увидеть большую часть уникальных экспонатов, собранных легендарным мордовским просветителем Макаром Евсевьевичем Евсевьевым.

Сын небогатых крестьян-эрзян, он родился в деревне Малые Кармалы Буинского уезда Симбирской губернии 18 (30) января 1864 года. Тем не менее, смог – что в ту пору было редкостью – получить образование. Окончил Шераутское начальное училище, Казанскую учительскую инородческую семинарию и историко-филологический факультет Казанского университета. Несколько лет преподавал в Мордовском образцовом начальном училище при Казанской семинарии.

По сути, Макар Евсевьевич стал первым национальным ученым-энциклопедистом, в круг интересов и практической деятельности которого входили история и этнография мордвы, национальный фольклор, мордовские языки, подготовка национальных педагогических кадров, ликвидация неграмотности, создании учебных книг для мордовских детей и взрослых, создание национальных общественных организаций.

В 1920-е годы при его непосредственном участии были организованы Центральные курсы мордовских учителей в Москве (1926-1928), трёхгодичные курсы в Казани, краткосрочные курсы в Нижнем Новогороде, Самаре, Саранске, Саратове, Симбирске.

При этом ученый совершил громадное число фольклорных экспедиций по мордовским, чувашским, татарским селам, собрал богатейший материал по устно-поэтическому творчеству мокшанского и эрзянского народов. Кроме фольклора, Евсевьев коллекционировал предметы национального быта мокшан и эрзян, этнических костюмов. И первым зафиксировал на фотопленке жизнь представителей поволжских народов в их естественной среде обитания, тем самым заложив основы современного краеведения.

Его находки демонстрировалась на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, Всемирной выставке в Париже, где привезенный М. Е. Евсевьевым женский эрзянский костюм удостоился золотой медали.

Собранные мордовским исследователем-просветителем артефакты в настоящее время хранятся в центральных музеях Москвы, С-Петербурга, Казани, Гамбурга, Парижа, Хельсинки. Однако самая обширная коллекция ещё при жизни Макара Евсевьевича была передана Мордовскому областному музею – предшественнику Республиканского краеведческого музея 12 февраля 1931 года.

«Отдельные предметы и костюмные комплексы из собрания М.Е. Евсевьева, — уточняют сотрудники музея, — неоднократно использовались в постоянной экспозиции, на этнографических выставках, в публикациях». А теперь к 155 летию со дня рождения ученого воронинцы подготовили выставку «Бесценное наследие», куда вошло максимальное число предметов. К примеру, в центральных витринах – шесть костюмных комплексов мокши и эрзи, подборки нагрудных и набедренных украшений, уникальные женские и девичьи головные уборы. Не менее интересны фрагменты национальной вышивки, образцы браного и закладного ткачества головных полотенец, обрядовые предметы и др. Важным дополнением юбилейной экспозиции служат фотографии с негативов М.Е. Евсевьева.

А еще эта экспозиция стала пилотным проектом нашего музея в общефедеральной программе Минкультуры России ARTEFACT.

«ARTEFACT – единая программная платформа для всех отечественных музеев с бесплатным приложением для мобильных устройств, — уточняют саранские краеведы. – Это такой интерактивный гид по выставкам и постоянным экспозициям. Приложение с технологией дополненной реальности распознает экспонаты и выводит всю информацию о них на экран смартфона.

Пока в виртуальную базу занесено 10 экспонатов Евсевьевского «Бесценного наследия», их можно распознать по специальному QR-коду с логотипом «ARTEFACT». В дальнейшем работа с базой платформы будет продолжена».

Конечно, инновационные технологии позволяют обладателям современных мобильных гаджетов массу информации получать через Интернет. Хотя ничто не заменит реального соприкосновения с историей, духом времени, которое явно ощущается в музейном пространстве.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

от 21.1.2019 г.